Один из родоначальников
Джубран-Хаджи (Мусос) Тууарчыевич Джириков.
(Фотографии (фотоснимки) наших предков 1-го, 2-го и 3-го поколений к сожалению в настоящее время не сохранились.)
Все последующие поколения фамильного рода Джириковых будут изложены отдельно, а мы продолжим повествование нашей истории.
Сразу следует отметить, что Джириков Байболат и его сын Тебеж были смелыми и отважными людьми, могли защитить свою честь и достоинство, а также членов своей семьи. Они пользовались большим авторитетом среди односельчан, всегда отстаивали справедливость и правду в решении спорных вопросов.
Сын Джирикова Тебежа – Тууарчы (в семье называли по имени Дада) был во всем похож на своего отца и деда, в прекрасной физической форме, в спортивной борьбе и единоборствах он никому не уступал первенства, был честным и справедливым, всегда был верен своему данному слову.
В те времена было престижно быть абреком, вольным человеком, похищать скот и детей соседних народов - жителей Грузии, Сванетии. Такое пристрастие и ремесло было и у Джирикова Тууарчы (Дада): он хорошо знал все горные дороги и тайные тропы, прекрасно ориентировался в горах.
Примерно в 1830г. в с. Хож (Ходзь), где жили наши предки, местный адыгский князь в ходе возникшего спора жестоко расправился и убил старшего брата Джирикова Тууарчы (Дада). По существовавшим тогда законам «кровной мести», выждав подходящий момент, Тууарчы (Дада) убил местного князя и его сыновей, забрал в качестве трофея (добычи) их золото, серебро и другие ценности, а также несколько их лошадей.
Обо всем этом Тууарчы (Дада) сообщил своим родителям и предложил уехать на Родину, т.е. в Большой Карачай. Этой же ночью он забрал с собой своих родителей, навьючил на лошадей самое необходимое, ценное, и по хорошо знакомым ему тайным тропам пустился в путь – в Большой Карачай, к своему родному народу, по зову своего сердца и души.
Всю ночь Тууарчы (Дада) со своими родителями находился в пути следования и к утру добрался до ущелья реки Теберда, где он выбрал подходящее для проживания место – Токьмак Тюз – и временно там обосновался, т.к. населенных пунктов там еще не было.
Позже он встретился с правителем Большого Карачая – валием Крымшамхаловым Исламом, рассказал ему всю историю фамильного рода Джириковых, доступно изложил сложившиеся обстоятельства и попросил защиты от преследования со стороны своих «кровников», а также помощи и содействия, чтобы обосноваться для постоянного проживания в Большом Карачае.
Крымшамхалов Ислам внимательно выслушал Тууарчы (Дада), оценил его как достойного собеседника по манере общения, по его стройному внешнему виду, опрятной и безупречной одежде, по богатой сбруе его коня.
Поняв, что Туарчы (Дада) вполне обеспеченный, самодостаточный и решительный в своих поступках человек, Крымшамхалов И. согласился принять Туарчы и его родителей в качестве своих кунаков. Кроме того, он предложил Туарчы (Дада) свою помощь, свое покровительство и защиту от его кровников, на что Туарчы дал свое согласие.
Позже, Крымшамхалов И. предложил Туарчы (Дада) взять у него в пользование землю для ведения своего хозяйства. На это Туарчы (Дада) согласился, однако землю у Крымшамхалова И. он взял не в пользование (аренду), а купил в свою собственность, заплатив князю денежную сумму по их обоюдному согласию.
После такого откровенного разговора оба собеседника нашли общее взаимопонимание, выразили полное доверие и уважение друг к другу, и эти добрые отношения они сохранили до конца своих дней.
Имя Туарчы на адыгейском языке связано с животноводством, а на карачаевском языке – означает человека, занимающегося скотоводством. Дети и потомки Туарчы ласково называли его «Дада», что означало слово в значении «старший», «отец», «дед», родоначальник Джириковых.
В тот период шла Кавказская война горцев с царскими войсками Российской империи и карачаевское ополчение выступало на стороне горцев в сражении при ауле Хож. Благодаря тому, что Тууарчы (Дада) прекрасно знал эту местность, в качестве проводника, по тайным тропам и без потерь, он провел ополчение карачаевцев к месту сражения. При этом была достигнута победа горцев над царским войском.
За эти заслуги руководством Большого Карачая было принято решение выдать замуж за Тууарчы (Дада) местную девушку-карачаевку, дочь авторитетного в Карачае Эбзеева Огьурлу – красавицу Хаджи-Амма. После свадьбы Тууарчы (Дада) увез свою супругу Хаджи-Амма к своим родителям, которые жили в Тебердинском урочище Токьмакь-Тюз.
Вскоре родители Тууарчы (Дада) скончались и были похоронены на берегу реки Теберда, вблизи местности, где ныне расположен аул Нижняя Теберда, Карачаевского района, КЧР. После этого Тууарчы (Дада) со своей семьей переехал в аул Карт-Джурт, где в 1840г. у него родился сын – Джириков Мусос Тууарчыевич, который впоследствии был известен как Джубран-хаджи. Все это время Тууарчы (Дада) продолжал заниматься своим прежним занятием, оставался вольным человеком, хотя пытался заняться сельским хозяйством и скотоводством.
В 1861-году инициативная группы карачаевцев, среди которых был и Джубран-Хаджи, на плодородных землях в долине реки Джегута основала новый карачаевский аул Джегута (в настоящее время – а. Старая Джегута). Туда и переехал Тууарчы (Дада) вместе с супругой и сыном Джубран-Хаджи.
После смерти Тууарчы (Дада) и его супруги Хаджи-Амма в 1902 году, они были похоронены на родовом кладбище Джириковых в а. Старая Джегута, а в 1934г. там же были похоронены Джириков Джубран-хаджи (Мусос) и его супруга Даулетхан.
Обосновавшись в а.Джегута, Джубран-Хаджи женился на девушке по имени Даулетхан – дочери Боташева Джоджая. Образовалась многодетная и дружная семья – 5-ое поколение Джириковых, где всего было 14 детей: 7 мальчиков и 7 девочек: Джириков Деже Джубран-Хаджиевич (умер в детстве).
2. Джирикова (Гербекова) Апат Джубран-Хаджиевна (1868 - 1965г.г.) - 97лет.
3. Джириков Исмаил (Тамада) Джубран-Хаджиевич (1870 - 1970г.г.) - 100лет.
4. Джириков Бияслан Джубран-Хаджиевич (1878 - 1933г.г.) – 55лет.
5. Джирикова (Атаева) Мамукъ Джубран-Хадиевна (1881 – 1933г.г.) - 52года.
6. Джирикова (Айбазова) Гюрмахан Джубран-Хаджиевна (………………………………….)
7. Джириков Харун Джубран-Хаджиевич (1886 – 1974г.г.) – 88 лет.
8. Джириков Шогъай Джубран-Хаджиевич (1888 – 1976г.г.) – 88 лет.
9. Джирикова Татлыхан Джубран-Хаджиевна (1891 - 1944г.г.) - 53года, бездетная.
10. Джириков Хамзат Джубран-Хаджиевич (1892 – 1944г.г.) – 52 года.
11. Джириков Локъман Джубран-Хаджиевич (1894 – 1934г.г.) – 40 лет.
12. Джирикова (Динаева) Айшат Джубран-Хаджиевна (1896 – 1959г.г.) – 63года.
13. Джирикова (Койчуева) Медина Джубран-Хаджиевна (1901 – 1977г.г.) - 76лет.
14. Джирикова Фатима Джубран-Хаджиевна (…………………) украли в Сванетию, в возрасте 12 лет, она умерла там, других данных нет.
Джубран-Хаджи (Мусос), вопреки ожиданиям своего отца (Тууарчы), который пророчил ему судьбу вольного человека (абрека), посвятил себя земледелию и животноводству, чем и занимался всю свою жизнь, был очень трудолюбивым человеком.
В окрестностях территории аула Ст. Джегута есть урочище (плато) «Джырыкъланы Сырт», которое принадлежало Джирикову Мусосу и свое название оно получило от фамилии Джириковых, где трудилась вся его многочисленная семья. Это урочище (плато) «Джырыкьланы Сырт» было Мусосу выделено местными властями того времени, которые наяву увидели с каким огромным желанием и усердием Джириков Мусос ведет свое хозяйство какой существенный вклад он вносит в развитие животноводства и сельского хозяйства.
Показателен тот факт, что Джириков Мусос (его семья) одновременно могли выпускать 100-телят на 100- дойных коров, не говоря уже о содержании большого количества лошадей, овец и других домашних животных. На современном языке – это крупный животноводческий комплекс.
Кроме того, Мусос содержал большую пчелиную пасеку и снабжал медом не только свою семью, но и односельчан.
Конечно, у Мусоса были наемные работники, которых он никогда и ничем не обделял, справедливо оплачивал их труд, а сам Мусос трудился наравне с ними. Старейшины а. Старая Джегута до сих пор хорошо помнят обо всем этом.
Уже в зрелом возрасте Мусос совершил ХАДЖ в святые места – Мекку и Медину, на что ушло длительное время - примерно 6-месяцев. Надо сказать, что для совершения хаджа Мусос вместе с собой взял нескольких своих работников, обеспечив их продовольствием и всем необходимым в пути следования и в местах совершения хаджа.
После завершения хаджа, Джириков Мусос был удостоен духовного сана (титула) хаджи и получил почетное имя Джубран-Хаджи. Так его называли, таким знали и знают его потомки, земляки и современники.
Все люди нынешнего и прошлых поколений из фамилии Джириковых являются прямыми потомками Джирикова Туарчы (Дада) и его сына Джирикова Джубран-Хаджи (Мусоса), которыми мы по праву гордимся.