Кубановы

Кубановы

Описание изображения 1

Тамга Кубановых


В отличие от некоторых тюрко-язычных народов (казахи, узбеки, киргизы, азербайджанцы и др.) у карачаевцев издавна принято строго продолжать фамилию своих предков. Каждый карачаевец строго сохраняет и дорожит своей фамилией. Однофамильцы в карачаевском народе, как правило, считают себя кровными родственниками, различаются только близкие или дальние родственники. Это, естественно, ибо однофамильцы действительно являются родственниками даже до десятого поколения. Поэтому любой карачаевец не хочет срамить, позорить честь и достоинства своей фамилии. В данное время все карачаевские фамилии составляют чуть больше 300. Когда речь идет о фамилиях, карачаевцы касаются их происхождения, т.е. выявляют родоначальников тех или иных фамилий. Мне очень часто приходилось слышать разговоры карачаевцев, носящих фамилию КУБАНОВЫХ, о том, кто был их родоначальником, кто стал первым КУБАНОВЫМ, откуда он был и сколько прошло поколений со времени основания этой фамилии. 

Я, автор настоящей исторической справки по исследованию своей фамилии (КУБАНОВЫХ), имел много бесед со старшими лицами – КУБАНОВЫМИ. В результате многочисленных бесед выяснил происхождение нашей фамилии.

Мой дедушка, Кубанов Кобан-Эфенди Ильяс-Хаджиевич, прожил 103 года и умер в 1933 году в а. Хурзук КЧАО. Он, как эфенди, имея хорошее духовное (исламская религия) образование и до самой смерти хорошо сохранил в памяти то, что он слышал от своего отца Ильяс-Хаджи: историю происхождения предков КУБАНОВЫХ, тем более Ильяс-Хаджи был очень образованным для своего периода человеком. Он сначала учился 3 года в Турции, затем 10 лет в Египте, где получил высшее медицинское образование. За отличную учебу, одаренность, большие способности Ильяс-Хаджи было предложено оставаться в Египте и работать в Академии наук, но он все же тосковал по родине и вернулся домой. Он лечил людей, как настоящий врач, к нему обращались многие больные карачаевцы, делал даже серьезные хирургические операции. Врачебное искусство Ильяс-Хаджи изумляло карачаевцев. Люди говорили: «Бир салгъан балхамы бла не къыйын джара да сау болмай къалмайды» - деб Ильяс-Хаджи родился в 1781 г. Къобан-эфенди умел рассказывать об истории карачаевского народа, о значительных событиях своего народа, а особенно о жизни и быте КУБАНОВЫХ. И так я сохранил в памяти рассказы Къобан-Эфенди, а его дочь Зулихат тоже пересказывала историю КУБАНОВЫХ, т.е. то, что она слышала от своего отца. Я беседовал на эту тему с КУБАНОВЫМ Шамсудином, его братом Наджутдином, Кубановым Мекером и другими, которых нет в живых. Хотя отдельные детали каждый из них рассказывал не совсем одинаково, но в целом общая основа совпадала.

Вот как образовалась фамилия КУБАНОВЫХ: почти 400 лет тому назад умер один абхазский князь. Перед смертью князя три его сына с нетерпением ожидали, кого же он назовет своим наследником. В то время по обычаям в Абхазии все богатство влиятельного человека передавались наследнику, т.е. одному из сыновей, тем самым сохранялось его богатство и слава. И вот князь Лиев завещал свое богатство одному сыну, обидев других. Тот брат, который стал наследником князя, обошелся жестоко со своими братьями, лишив их в экономическом отношении. Высокомерие наследника вызвало постоянные трения между наследником и его братьями. Из обиженных братьев одного звали Башла. Его сын по имени Лебусха влюбился в одну девушку из знатной семьи. Эта девушка тоже любила Лебусха, но против их общей судьбы стал сын наследника, т.е. двоюродный брат Лиева Лебусхи Башлаевича.

Однажды на танцах, когда стали танцевать Лебусха и его любимая девушка, подошел его двоюродный брат (сын наследника). Он бесцеремонно отнял девушку, вытолкнул Лебусху, сказал, что на этой девушке женится он и стал угрожать Лебусхе расправой. Тут же Лебусха, доведенный до отчаяния, нанес ножом смертельный удар своему обидчику, двоюродному брату, и вынужден был скрыться. Он перебрался из Абхазии через перевал на Северный Кавказ, на нынешнюю территорию КЧАО. Там в то время жили кочевники, происхождением абхазцы, которые называли себя абазинцами. Лиев Лебусха присоединился к ним, жил среди них 4 года.

О том, где скрывается Лебусха, стало известно брату погибшего, который дал клятву отомстить за брата. Узнав о преследовании, Лебусха покинул абазинцев и пробрался в Кубанское ущелье, добрался до а. Хурзук, где его приняли карачаевцы на жительство.

Лебусха построил дом на левом берегу реки Кубань а.Хурзук, т.е. единственный дом на этом берегу реки, где и жил он несколько лет в одиночестве. Как-то брату покойного, который преследовал Лебусху, стало известно, где скрывается Лебусха. Один карачаевец тайно при утренней заре привел его к дому Лебусха и сказал: «Свидетелем того, как ты будешь его убивать я не стану, делай, что хочешь», - и скрылся. На утренней заре с оружием в руках вошел в дверь тот, который преследовал Лебусху и сказал: «Моя клятва убить тебя, как собаку, приводится в исполнение, не зря я потратил около 10 лет на поиски тебя». Лебусха испуганными глазами смотрел на него и сказал: «Можешь убить меня, в этом я не сомневаюсь, только перед смертью исполни две мои просьбы». «Скажи, в чем состоят твои просьбы»? «Мои просьбы, - сказал Лебусха, - помолиться богу и выпить чашку айрана». Тот, который стоял у двери, направив заряженное ружье в Лебусху, сказал:
«Разрешаю, только скорей». 

Лебусха быстро помолился богу, затем налил в деревянную чашу густой айран с кадушки, держа обеими руками за края чаши (коббана), поднес айран к губам, но в миг весь айран в чаше выплеснул в лицо своего врага, стоявшего у двери. Ослепил его лицо, мгновенно отнял ружье у брата-врага. Они поменялись ролями, Лебусха сразу застрелил врага. Итак, Лебусха убил второго двоюродного брата. Сам, один похоронил своего брата и врага. При этом не текли слезы у Лебусхи. Он сам себе говорил: «Не хотел я этого греха, но не было другого выхода». Теперь Лебусха спокоен: у его дяди наследника князя больше нет сыновей, их судьбу он решил собственными руками. Женился Лебусха Башлаевич Лиев на карачаевке и у него родились 4 сына: старшего назвали Кобан, второго Джатдо, третьего Богатыр и четвертого Ахмат. Дети росли, Лебусха решил остаться неизвестными до конца своей жизни, однако его разыскали отец Башла и братья. У Лебусхи завязалась настоящая дружба с отцом и братьями. Он несколько раз ездил к ним в Абхазию и они приезжали к Лебусхе в аул Хурзук. Лебусха уже был в безопасности, у наследника-князя больше не было сыновей, а он умер. По настоянию отца и братьев Лебусха совсем уехал из аула Хурзук в Абхазию, забрал свою жену и 4-х сыновей.

Жили они там несколько лет, но от какой-то болезни (то ли от холеры, то ли от тифа) внезапно умер Лебусха. Остались дети и их мать карачаевка. Она тосковала по своей родине, по родственникам, еще плохо знала абхазский язык, поэтому стала просить у родственников мужа, чтобы ей разрешили вернуться в Карачай с детьми. Старшему сыну Лебусхи было в то время около 20 лет, он – Кобан хорошо (знал) – владел абхазским языком, но он также был согласен с мнением своей матери вернуться в Карачай. 

Семья Лиева Башлы, посоветовавшись, разрешила семье Лебусхи вернуться в Карачай.
Привезли семью Лебусхи в аул Хурзук его братья. Они обратились к карачаевскому князю Крымшамхалову с просьбой всемерно оказывать покровительство мальчикам Лебусхи, как выходцам из княжеской семьи соседней Абхазии. Князь Крымшамхалов согласился покровительствовать семье Лебусхи, взял их на жительство и наделил участками земли в 3-х местах. Расставаясь с семьей Лебусхи его братья вручили Кобану свое княжеское тавро, родовое тамга-знак, вот такой формы (НАРИСОВАТЬ). Этот жест означал как символ нерушимого родства Кубановых и их предками Лиевыми. Кубановы всегда пользовались этим тавром. Тавром прижигали кожу на задней ляжке лошадей и крупного рогатого скота. Клеймо у животных сохраняется на протяжении всей жизни. Это обеспечивало для опознавания скота в случае заблуждения, пропажи, кражи и т. д.

Однажды князь Крымшамхалов решил проверить способности Кобана и, пригласив его к себе, спросил: «Сено косить умеешь?» Кобан ответил, что несколько лет сено косил еще в Абхазии и, что это он умеет. Крымшамхалов поручил ему скосить один его участок. Этот участок за один день могли скосить три лучших косаря. Кобан же скосил участок за один 
день и сам доложил об этом Крымшамхалову. Он не поверил Кобану, что такой участок он мог скосить за один день, пошел, проверил. Участок, действительно, был скошен полностью и очень аккуратно. Он похвалил Кобана.

Князь Крымшамхалов пригласил гр-на Мамчу, родоначальника фамилии Мамчуевых, который был очень богат овце оголовьем. Крымшамхалов предложил Мамчу, чтобы он отдал свою внучку (дочь Зехерьи) замуж за Кобана, охарактеризовав его как достойного жениха. Мамчу согласился, зная, что Крымшамхалов как бы заменяет отца Кобану и оказывает покровительство семье Лебусхи. Таким образом, Кобан обзавелся семьей, стал главой семьи, затем женились его братья Джатдо и Богатыр. Жили они не в том доме, который строил их отец около реки Кубань, а в новом, построенном самим Къобаном. Жили они долго все вместе, вели общее большое хозяйство. Когда Кобан, Джатдо и Богатыр достигли преклонного возраста, подросли у них дети и внуки, они решили разделить хозяйство (а их четвертый брат Ахмат умер еще в Абхазии).

Братья делили хозяйство, собрав всех своих знакомых и родственников жен, организовав большие пиршества, (айырылгъан къурманлыкъ), были зарезаны бараны и бык, мясо варилось в нескольких казанах. После раздела имущества на левом берегу р. Кубань, остался в общем доме только Кобан. Со своей семьей Джатдо построил дом в а. Хурзук, а Богатыр в а. Учкулан, на тех землях, отведенных Крымшамхаловым.

Вот с этого периода дети и внуки Кобана стали носить фамилию Кобана (Къобанлары), а семьи Джатдо и Богатыра фамилии своих отцов. 

Итак, три брата стали родоначальниками трех карачаевских фамилий. Придерживаясь прежних карачаевских обычаев, до Октябрьской революции носители этих фамилий: Кубановы, Джатдоевы и Богатыровы не разрешали женитьбы и замужества между собой парням и девушкам, как выходцам из одной семьи, как кровным родственникам, не прошедшим минимум 7 поколений. Следует отметить, что после образования этих трех фамилий, Кубановым было характерно стремление к развитию животноводства, а в особенности – овцеводства. Джатдоевы, напротив, меньше уделяли внимания на экономическую сторону жизни. Они стремились к проведению праздного образа жизни. Богатыровым была характерна воинственность. Поэтому, образ жизни Кубановых, Джатдоевых и Богатыровых, карачаевцы оценили так: «Кобан – къойгъа Залим, Джатдо –  тойгъа Залим, Богатыр – бойча Залим».

Кобан – основоположник своей фамилии, прожив детство в Абхазии, зная их язык, не прекращал связи с родственниками до самой смерти. 
Прожил он долго. По одним источникам 120 лет, по другим – даже 130 лет. Как бы то ни было, в действительности он был Абхазским долгожителем, а физически очень сильным. 
Вот, пожалуй, все, что относится к начальному периоду основания фамилии Кубановых, Джатдоевых и Богатыровых. 

Кубановы в разговорах часто упоминают о родственных связях с Мамаевыми. Мне удалось выяснить это обстоятельство. Оказывается, Кобан – родоначальник в своем преклонном возрасте, после смерти жены из Мамчуевых женился на вдове по имени Мама. У этой женщины был сын. Этот сын – мальчик стал неродным сыном Кобана. Сыновья Кобана называли мальчика сыном Мамы, т.е. по имени мачехи. Постоянно называя мальчика сыном Мамы (Маманы джашы), постепенно присвоили ему и его потомкам Мамаевы (Мамалары). Когда Кобан разделил свое богатство между всеми сыновьями, выделил долю неродному сыну, т.е. он получил свою долю как брат. Так, Кубановы долгое время признавали родство с Мамаевыми, хотя это было не кровное родство.

Теперь, перейдем ко второму периоду, касающемуся родословной Кубановых, о их жизни и быте и последующих фактах истории. 

У Кобана было 6 сыновей. Старшего сына именовали Джарашды, затем: Умар, Темир-джан, Джантемир, Али и самый младший – Исмаил. Характерно то, что каждый из 6 братьев (кроме Исмаила) имел помимо этих имен прозвища (чам атлары). Когда Кубановы встречаются, они спрашивают друг у друга: «Ты от какого сына Кобана происходишь?». И каждый, зная от какого брата, отвечает не по имени из 6 братьев (атаул Къарнашла), а по прозвищу, т.е. чам аты бла. Вот прозвища этих братьев: Джарашдылары – Джиллилары, Умарлары – Хотлары, Темирджаналары – Моллалары, Джантемирлары – Дюнгюрлары, Алилары – Семилары. У Исмаила прозвища не было.

Такие прозвища характерны и другим карачаевским фамилиям. Так, Узденовы делятся на Сыгынчылары, Гасылары, Сабазлары и т.д. Так, например как сказано выше, у Кобана старший сын был Джарашды, его потомков зовут шутливо – Джиллилары. Такое прозвище они заслужили потому, что у Джарашды было много сыновей, а один из них по имени Магомед (Джилли Мухаммат) был очень отчаянным, храбрым человеком, решительно ничего не боялся. Рассказывали о нем такую легенду. Однажды несколько человек из Кубановых не могли обучить сильного жеребца (емилик аджирни). Джилли Мухаммат сказал, чтобы он без веревки (аркана), без уздечки, только одной рукой может покорить жеребца, но над ним все посмеялись. Однако Мухаммат сдержал свое слово. Он внезапно схватил за хвост жеребца, сумел на ходу намотать хвост жеребца на руку и бежал не отрываясь до тех пор, пока жеребец не устал и не покорился. Люди, очевидцы этого факта, назвали Магомеда («Джилли Мухаммат»). С тех пор потомков Джаражды зовут джиллилары. О джилли Мухаммате еще говорят такую легенду. Однажды он случайно топором отрубил левую кисть руки, отделились три пальца и часть руки. Хотя рана была опасная, он только улыбнулся и потребовал рану присыпать древесной золой. Так и сделали. Он даже не охнул. Он был сильным и волевым человеком. Правда потомки других сыновей Джарашды иногда говорят, что они – потомки Джарашды, а не Джилляры, т.к. прозвище «Джилли», хоть и шутливое, многим на них не нравится.

Прозвищем Темирджана стало «Моллары». Это объясняется тем, что у Темирджана один сын первым в Карачае стал Эфенди, религиозным деятелем. Этой семье было характерно то, что они одними из первых приобщились к религии на заре проникновения учения Корана в среду карачаевского народа. Одни карачаевцы охотно принимали религию, а другие сомневались.

Карачаевский народ принимал религию постепенно, в течение 30 лет. В этот период, те, которые еще не приняли религию, обсмеивали семью Темирджана, называя – Моллалары. Иногда даже обсмеивали всех Кубановых, называя их религиозными фанатиками.
 
О Кубановых говорили так: «Къобанлары дингъе къаты – намисха джарты» - деб.; 
Далее - «Къобанланы от джагъалары абдез ала суу болуб барыда Намазлыкъ да олтуруб, шум болуб» - деб. 

Легенда утверждает, что среди карачаевцев первым мусульманскую религию приняла семья Кобана, сам и его сыновья. Это произошло по той причине, что прибывших из Турции в Карачай двух эфенди для распространения учения Корана из карачаевцев никто не хотел принять. Карачаевцы опасались, не зная, что за люди эти эфенди, что за религия о Коране. Почему-то Кобан принял представителей Турции (двух эфенди), которые устроились у него как гости и стали проповедовать учение Корана. До этого карачаевцы религии не имели. Вероятно Кубановы, т.е. семья Кобана, приняли учение Корана первыми в Карачае именно под влиянием турецких эфенди, которые жили у них 3 года.

Однажды жена Кобана попросила у мужа отпустить ее посетить своих родственников Мамчуевых в а.Учкулан. 
Кобан разрешил поездку своей жене, но строго предупредил, чтобы она не ела свиное. В случае нарушения клятвы перед Богом и Кораном, о принятии религии, т.е. если она поест свинины, пусть не возвращается домой. 

Жена Кобана согласилась соблюсти клятву и поехала к своим родным. Мамчуевы с радостью приняли свою сестру и начали готовить в ее честь обед. Она сказала, что есть что-нибудь из свинины не будет. Мамчуевы согласились, в котел положили свиное мясо, а сверху баранину, но чтобы баранину не спутать со свиным мясом, между ними положили плетень из хвороста (ашлау четен). По возвращении домой Кобан спросил жену, не нарушила ли она закон Корана?
Она рассказывала, как сварили мясо в одном котле. 
Тогда Кобан поругал свою жену, довел ее до слез и говорил, какая разница, если в одном котле сварили мясо баранины и свинину. Об этом знают все Кубановы и шутят до сих пор, напоминая, как Кубановы первыми стали мусульманами. Сыновья Кобана подружились с турецкими эфенди и с ними отправили в Турцию для обучения трех парней из своих сыновей. По возвращении они стали эфенди в Карачае. Их религиозность стала причиной присвоения им прозвища Моллалары.

Принятие религии Кубановых втянуло к стремлению, к знаниям. Из числа Кубановых многие стали совершать паломничество в Мекку и оттуда возвращаться в чине Хаджи. Хотя поездка в Мекку была в то время очень трудна и паломничество занимало почти целый год, и затраты были большие, тем не менее, у Кубановых было 13 паломников – Хаджи:  Салимгери – Хаджи, Ильяс – Хаджи, Эльмурза – Хаджи, Казий – Хаджи, Идрис – Хаджи, Гергока – Хаджи, Гитче – Хаджи, Хамзат – Хаджи, Асланбек – Хаджи, Махай – Хаджи, Оразай – Хаджи и др.

Стремление к знаниям из абсолютной темноты в то время было безусловно прогрессивными явлениями. 

Среди Кубановых было много умеющих писать и читать, а некоторые одаренные стали эфенди. Так, например: Кубанов Кобан – эфенди, Идрис – эфенди, он же Хаджи, Мудалиф – эфенди, Исмаил – эфенди, Ибрагим – эфенди, Ахмат – эфенди, Касым – эфенди и др.

Кубановы построили собственную мечеть, где совершали богослужение. Кроме Кубановых собственной мечети не имела ни одна фамилия.

У карачаевцев мечети были общими. Все это показывает склонность Кубановых к знаниям, хотя это было в то время связано только с религией.
Тягу Кубановых к знаниям подтверждает тот факт, что первым крупным инженером во всем Карачае стал Кубанов Ахмат Магомедович. Он был главным инженером, а затем директором свинцово - серебряного рудника «Эльбрус». Много приложил сил к развитию горно – рудной промышленности в Карачае. Он погиб трагически в 1937 году по ложному обвинению. 

Еще до Великой Отечественной войны, Кубанова Аклима Азаматовна была признана самой лучшей учительницей, за это ее избрали депутатом Верховного Совета, она стала членом правительства СССР – первая женщина из карачаевского народа.

Кубановы с давних времен считают, что знание помогает людям в любой момент и в любом деле. Вот старики приводили такой интересный пример: через Кавказский перевал часто ходили скотокрады угонять скот в Закавказье. Карачаевцы решили организовать постоянный вооруженный пост на перевале. Старшим назначили Кубанова Зекерья Джагапировича, грамотного, честного, который мог проверять документы и задержать подозрительных. 

Однажды ночью он вместе со своим постовым Джуккаевым Хосманом Тохтаровичем задержал 3-х конокрадов, которые перегоняли скот, много краденных лошадей. Кубанов узнал конокрадов Дудова Ачахмата Мырзакуловича, Цулкиянова Гижикки Георгокаевича и Боташева Дебоша.
Кубанов Зекерья пытался уговорить воров, чтобы они отказались от своих замыслов и честно вернули лошадей их владельцам, но конокрады открыли огонь и убили Кубанова и Джуккаева, а табун погнали в Сухуми.
Оставляя убитых, воры еще раз проверили, действительно ли они убиты, но случилось так, что Зекерья пришел в себя, сознание восстановилось. Он вытащил из кармана свою записную книжку и пока было сил, сумел написать свое завещание, чтобы его родственники отомстили ворам и сумел описать как и кто это был, но тут же скончался.
Убитых обнаружил честный человек, сообщил об этом. Кубановы забрали трупы, обнаружили записную книжку, в которой прочитали завещание Зекерьи.
Это узнали во всем ауле Хурзук, люди проклинали конокрадов – убийц. Кубановы следили за появлением конокрадов и узнали, что они прячутся. Все Кубановы, не только мужчины, но и женщины, все честные люди аула стали обыскивать место, где прятались воры.
Дудовы удалось скрыться в лесу, а Цулкиянова обнаружили. Погоня за Цулкияновым была настоящим зрелищем, за убийцей гонялись сотни людей, вооруженные вилами, лопатами, топорами. Он убегал через крыши домов, бросаясь в пропасти, не был пойман живым.
Связав арканом, среди белого дня люди тянули преступника к кладбищу Кубановых. Когда Цулкиянов стал рядом с могилой Кубанова Зекерьи, гражданин Чотчаев Заурбек обратился к Кубановым с просьбой, чтобы разрешили отсечь голову преступника ему. Чотчаев был дядей Зекерьи по матери. Он говорил так убедительно, что Кубановы все являются сильно верующими в Аллаха, пусть не марают руки кровью.
С доводами Чотчаева согласились, расправу разрешили ему. Чотчаев вынув из ножен свой длинный черный кинжал, отточенный заранее для того,
От сильного удара кинжалом голова Цулкиянова упала на могилу Зекерьи, сразу брызнула кровь, а затем медленно тело упало на могилу. Расправа завершилась, но тело оставили на один день, чтобы все видели законы возмездия.
Это произошло до Октябрьской революции.
Надо сказать,что участь Дудова была не лучше.
Он,сам спасая свою душу от возмездия,скрывался в Абхазии,там умер через год. О смерти Дудова сообщили родственникам,а когда они поехали за ним туда,обнаружили,что в летнее время труп очернивело.
Труп все же привезли во вьючных ящиках и как-нибудь похоронили.
Такое тяжкое преступление было раскрыто благодаря грамотности Кубанова Зекерби.

Второго сына Кобана-Умара и его потомков называют Хотлары.
Это произошло так: У Умара было два сына, одного из них звали Муссой. Мусса был признанный силач. Однажды в Карачай приехал один борец по национальной борьбе из Кабарды по имени Хот. Хот считался непобедимым. Его не мог победить никто на Северном Кавказе (Тутушуа). Карачаевцы пригласили самых сильных мужчин для пробы сил с Хотом, но никто не устоял. Хот оказался победителем как и всегда. Брат Муссы сказал,что с Хотом может побороться  только его брат – Мусса. Тогда организаторы соревнования борьбы (тутушуа) поинтересовались с Муссой. Вызвали его в аул Учкулан и предложили бороться с Хотом. Борьба между силачами Хотом и Муссой приняла ожесточенный характер. Борьба продолжалась долго. У них лился пот, как вода во время дождя. Хот был не только силач(дну), но и знал все приемы борьбы, а Мусса не знал никаких приемов ловкости. Тем не менее Хот истратив все свои силы, заявил, что он не может победить Муссу. Он согласился прекратить борьбу мирно, без побежденного и победителя.

При этом Хот сказал, что с подобным силачем, как Мусса, он встретился впервые в своей жизни. Хот обратился к зрителям, сказав: «Пусть карачаевцы отныне Муссу называют моим именем – Хот»
Присутствующие на этом зрелище аплодировали Муссе и стали звать его Хотом. Так сын Умара Мусса стал Хотом и все его потомки имеются Хотлары.

Большой интерес для Кубановых представляет судьба Хота Муссы. Как-то Мусса в своем преклонном возрасте находился на кошу в местности Узункол. С ними на кошу были его внук по имени Бияслан 15-16 лет и Таулан такого же возраста. Таулан был их батраком. Ночью внезаппно напали на кош Муссы четыре грабителя, вооруженные сваны и мегрелы. Они убили Мусу внезапным выстрелом, а мальчиков связали и увезли на конях. Скот не трогали, т.к. перевал был закрыт. В пути Бияслану удалось развязать веревку освободить руки и убежать. Грабители не смогли его поймать в ночное время. Бияслану удалось добраться до а. Хурзук, заявить о случившемся. Среди Кубановых в то время был самым влиятельным человеком Идрис – Хаджи, он же образованный эфенди. Он организовал погоню за грабителями, преследовал и достиг их за перевалом. Завязалась перестрелка Идрис – Хаджи со своим отрядом сумел грабителей обратить в бегство и удалось освободить Таулана. Грабителями были известный вор Данакай. Базык – баш и другие сваны и мегрелы. Мальчик Таулан через несколько дней умер, так как его сильно избили грабителя после побега Бияслана. Грабители группы Данакая еле спасли себя от преследований Идрис – Хаджи, после не осмеливались появляться в Карачае, сам Данакай был ранен.

Место, где находился кош Муссы в Узун – коле, т.е. Стаудат, до сих пор называется «Хот елген стауат». 
Как утверждали деды и прадеды, Кубановы активно занимались развитием животноводства, как основной отраслью горцев. Особенно у них было развито овцеводство и коневодство. В горных условиях содержать много скота было очень трудно, однако Кубановы развивали такой вид скота, который мог содержать сам себя на подножном корму, а таким видом скота являются овцы и лошади. Кубановы стремились развивать именно эти отрасли. Кубановы имели земли собственного пользования. Эти земли назывались: Баразук, Куудун. Часть Ханаланы Мырдыла, район Тирменли – кол. 

До основания аулов Верхняя и Нижняя Мара скот содержали и на этих местах. В местности Баразук и Куудун Кубановы пахали и сеяли ячмень, красную пшеницу и возделывали картофель. Там же косили сено и содержали скот в зимнее время, а летом скот отгоняли в общее летнее пастбище. Таким образом, Кубановы занимались в основном животноводством и в какой – то степени возделывали продовольственные культуры, обеспечивая себя всем необходимым для жизни.

Около 250 лет тому назад мегрелы (малгарлыла) из Грузии совершили нападение на коши Кубановых в районе ущелья Узун – кол (верховье реки Кубани). Совершив неожиданное нападение на коши Кубановых, вооруженные грабители – мегрелы угнали все овцепоголовье принадлежащее Джиллилары. Кубановы сделали тревогу (куугун) по аулу Хурзук. Сразу собрались мужчины не только Кубановы, но и соседи. Организовали вооруженный отряд. Отряд преследовал грабителей. Хотя грабителям удалось переправить большую часть овцепоголовья через перевалы Кавказского хребта, отряду удалось достичь грабителей. Завязался бой, продлившийся почти один день. В этом бою победу одержал отряд Кубановых. Овцепоголовье в основном удалось отбить у грабителей, но ценою гибели 11 человек с обоих сторон. В одной из старинных карачаевских песен до сих пор поется об этом угоне овцепоголовья. Песня называется «Къобанланы къой белек». 

Содержание песни раскрывает, как много бед приносили грабители, особенно мегрелы, карачаевскому народу. Характерно то, что некоторые соседние племена карачаевцам не приносили никакого вреда, жили по соседству мирно и дружно, как например: балкарцы, черкесы, грузины, абхазцы и др., а что касается кабардинцев и мегрелов, то о них сложилось отрицательное мнение у карачаевцев за то, что они систематически нападали с целью угона скота. Одним из подобных эпизодов является угон скота Кубановых. За подобные  действия мегрелов (одна из народностей Грузии) карачаевцы их окрестили «ит малгарлыла».

Карачаевцы называли соседние племена так: мегрелов – малгарлыла, грузинов – урияла, гюрджюлиле; абхазцев – хачапысыла, осетин – тегеймеле, адыгейцев – Кызылбек, сванов – Эбзеле, балкарцев – Малкъарлыла и т.д. Вопросом, почему карачаевцы звали соседей именно так, пусть занимаются историки, а я приводил их так, как называли раньше. 

Как указано выше, карачаевская порода овец и лошадей была очень приспособленной к местным условиям, они добывали корм из – под снежного покрова, расчищая высохшую траву от снега копытами. Только в очень суровые дни их кормили сеном. Это облегчало труд горцев по содержанию скота. 

Кубановы не относились к очень богатым или бедным, хотя историк К. Т. Лайпанов считает, что Кубанов Магомед Кази – Хаджиевич был самым крупным скотопромышленником в Карачае. Да, действительно, он был перед Октябрьской революцией очень богатым, имел хорошую породу лошадей. Он поставлял выносливых лошадей в армию. Его табун состоял из более 350 – 400 лошадей. Впоследствии на базе этих лошадей и был организован знаменитый военный конный завод им. Сталина в Мало – Карачаевском районе, ныне этот конезавод называется – 168. Судя по Кубанову Магомеду отнести всех Кубановых к разряду богатых нельзя. Кубановы, как правило, относились в экономическом отношении к разряду средних. 

Семья Кубанова Османа Ильяс – Хаджиевича тоже была очень богатой и некоторые другие, но и были среди Кубановых и бедные семьи.
Кубановы до Октябрьской революции жили в основном в а. Хурзук на левом берегу реки Кубань. Первый дом был построен родоначальником этой фамилии Кобаном. Затем его сыновья и внуки строили себе дома рядом, вокруг старого дома. Таким образом, постепенно образовался целый квартал. Все дома были бревенчатые, покрыты землей. Дома строили друг от друга так близко, что человек мог ходить по крышам, свободно перепрыгивая от дома к дому. А улицы были так тесны, что если встретятся две арбы, не в состоянии были проходить. Такая теснота улиц объясняется тем, что на каменистой почве участок земли отвоевать было очень трудно. В 1925 году в Кубановском квартале было 70 домов – отдельных очагов. В других аулах Кубановых было гораздо меньше. В ауле Джегутинском проживало около 25 семей Кубановых, около 10 в ауле Сары – тюз, в Учкекене и др.

Дом, построенный самим Кобаном в 1925 г. достиг возраста 300 лет. Этот дом переходил по наследству от родоначальника к его младшему сыну Исмаилу, потом его внукам и правнукам и т.д. До 1933 года в этом доме жил Кубанов Кобан – Эфенди Ильяс Хаджиевич. Каждый год делали ножом в аралыке отметку. По этим отметкам знали возраст старинного дома. Этот дом стоял до 1965 года, в нем жил Бостанов Мудалиф, внук Кобан – Эфенди. Он разобрал этот дом и на этом месте построил новый дом. Исходя из возраста этого дома, простоявшего 340 лет и 20 лет после разбора дома можно сказать, что очаг Кубановых существует. 360 лет к настоящему времени. Это значит, Кобан сам построил этот дом в возрасте около 25 лет. Отсюда можно прийти к выводу, что с момента образования фамилии Кубановых насчитывается 385 лет. Это, на мой взгляд, имеет историческое значение. Возраст фамилии Кубановых можно определить по другим расчетам: так, мой дедушка Кобан – Эфенди умер в 1933 году в возрасте 103 года. Со дня его рождения прошло 158 лет. Если учесть возраст его отца, дедушки и прадедушки, то примерно получается около 380 лет. Дело в том, что родоначальник Къобан прожил более 120 лет, а его младший сын из шести сыновей Исмаил – прожил 124 года, только Ильяс – Хаджи прожил сравнительно мало – 83 года. Кроме того, поколение Кубановых достигает 12 – 13 колен. Это тоже указывает на то, что возраст Кубановых подходит к 400 годам, но лучшим доказательством о возрасте Кубановых является возраст дома – их первого очага.

Кроме указанных расчетов для определения возраста фамилии Кубановых имеется еще одно обстоятельство. В своей книге «Карачай», вышедшей в Ростове на Дону Крайнациздатом в 1927 году известный историк – профессор Умар Алиев, на основании исторических данных утверждает, что карачаевцы приняли религию магометанства в период 1701 по 1730 годы. Это означает, что с момента принятия карачаевцами религии прошло 285 лет. Если учесть, что Кубановы первыми приняли религию, а сам Кобан (родоначальник) в то время был в преклонном возрасте, то получается тот же возраст фамилии Кубановых. 

Очень хороший обычай существует у осетин. У них каждая семья ежегодно отмечает праздник своей фамилии. На этот праздник приглашают друг друга, чтобы не было отрицательных сторон в их жизни. Можно перенимать этот обычай у осетин.

Кубановы встретили Октябрьскую революцию приветливо. Из числа Кубановых не было ни одного человека, который проявил враждебность к мероприятиям Советской власти. Даже тот же Магомед Кубанов, самый богатый карачаевец, ежегодно поставлял много лошадей (до 200 голов) для Красной Армии. Сам Буденный С.М. высоко ценил его вклад в обеспечение Красной Армии хорошими конями. Был такой случай. Кубанов ежегодно поставлял около 200 коней для Конной Армии, сколько было определено по соглашению. Вопреки этому, в 1923 году представители Конной Армии попытались забрать весь табун у Кубанова, но в результате вмешательства Буденного часть табуна вернули их владельцу, а он продолжал поставлять коней планомерно и ежегодно, т.е. до того периода, пока не создали на базе коневодства КУБАНОВА знаменитый военный конезавод им. Сталина.

Кубановы активно включились в осуществление мероприятий Советской власти в период проведения коллективизации в Карачае.
Так, Кубанов Али Муштраевич, член КПСС с 1925 года, после окончания Ком. университета трудящихся востока (КУТВ) в Москве в начале 1930 был направлен в распоряжение Сев. Кав. Крайкома партии. 

Крайком направил его в начале 1930 года в Карачай в качестве своего спец. уполномоченного для проведения коллективизации в Карачае. Он проводил большую массово – партийную работу среди карачаевского населения по вовлечению трудящихся в колхозы, пользовался большим авторитетом.

Однако враги колхозного строя организовали заговор против этого замечательного партийного работника. В то время, когда Али Кубанов выступал с докладом на общем собрании граждан в а. Учкекен, бандиты совершили вооруженное нападение на граждан, разогнали скот и дерзко убили Али Кубанова и оперуполномоченного СГПУ краевого управления Абраменко. Тела Кубанова и Абраменко лежали 2 дня между аулами Джага и Учкекен. Спустя несколько дней, трудящиеся Мало – Карачаевского района и г. Кисловодска с воинской почестью похоронили своих верных сынов Алия Кубанова и Абраменко, отдавших жизнь за построение колхозного строя. Их похоронили в первых числах апреля 1930 года в братской могиле в г. Кисловодске. Бандиты угрожали трудящимся, требуя, чтобы они отвергали коллективизацию, но в ответ за подлое убийство Алия Кубанова, его 3 брата – Кубанов Хасан Муштраевич, Кубанов Аубекир Муштраевич и Кубанов Осман Муштраевич, все они были члены КПСС, вступили в отряд для ведения вооруженной борьбой с бандой.

К этим братьям присоединились другие коммунисты: Кубанов Мекер Джамалович, Кубанов Азрет – Али Камгутович, Кубанов Али Исмаилович, Кубанов Казий Биляевич и другие. Они в составе отряда вели борьбу с бандой в период мартовского восстания кулачества в 1930 году и полностью разгромили банду в аулах: Джегутинском, Кызыл – Кале и Эльтаркаче.

Среди коммунистов в а. Джегутинском (вооруженном отряде) половина их состава были Кубановы. В то время Кубановых люди называли Красным. Следует подчеркнуть, что Кубановы внесли определенный вклад в защиту нашей Родины в Великой Отечественной войне против гитлеровского фашизма. 

Среди сотен Кубановых, отдавших жизнь за Родину или вернувшихся с победой, можно назвать:

Кубанова Сапара Тамашевича – командира развед. роты кавалерийского корпуса. Он участвовал в параде победы в Москве в 1945 году. Высокий стройный офицер, ст. лейтенант Сапар Кубанов шагал гордо в строю сводных полков, на его груди 2 ордена боевого Красного Знамени, 2 ордена Красной Звезды, 2 ордена Отечественной войны, многие боевые медали. Он был дважды представлен к присвоению звания Героя Советского Союза, но по причине Карачаевской трагедии, это высокое звание не было присвоено. Он живет в г. Коломне под Москвой.

Кубанов Дагир Алиевич – кавалер орденов Отечественной войны и Красной Звезды, офицер, ст. лейтенант был также отважным разведчиком, выполнял особое задание командования. Дагира Кубанова знают многие, он является карачаевским писателем, членом Союза писателей СССР, в данное время проживает в г. Черкесске.

Кубанов Магомед Джанкирович – бывший первый секретарь Малокарачаевского райкома ВЛКСМ, был призван перед войной в Красную Армию для укрепления политсостава. Он вскоре стал политруком, затем комиссаром, внес большой вклад в защиту Родины и геройски погиб в бою. 

Кубанов Исмаил Абуевич, ст. лейтенант, вернулся с заслуженной победой, после окончания Отечественной войны. Имеет много правительственных наград. Живет в г. Карачаевске. 

Кубанов Магомед Эльмурзаевич до войны был зав. военным отделом обкома партии. Погиб на фронте будучи отважным политруком. 

Кубанов Харун Муссаевич до начала войны был кадровым командиром. Командовал зенитным подразделением. Погиб в жарких боях при защите гов. Смоленска.

Кубанов Айгуф Юсуфович окончание войны встретил в чине лейтенанта – танкиста. Принимал самое активное участие в битвах на фронте. После войны жил и умер в конезаводе 168.

В 1942 году, когда немецко – фашистские войска оккупировали Карачаево – Черкессию, капитан милиции Кубанов Ахмат вел борьбу с оккупантами в партизанском отряде. Силы были неравные. Оккупанты и их местные каратели схватили Ахмата Кубанова и 3 – х его товарищей и всех их расстреляли.

В послевоенный период Кубанов Хамид Абуевич добровольно пошел служить в Советскую Армию. Успешно окончив военное училище стал офицером. Служил в рядах Вооруженных сил более 28 лет. В последние годы он был зам. военкома г. Кисловодска и военным комиссаром в г. Ессентуки.  В настоящее время в звании полковника является начальником штаба Гражданской обороны города Кисловодска, а его брат также офицер, продолжает службу в Советской Армии.

В 1985 году умер персональный пенсионер Кубанов Мекер Джамаевич в г. Усть – Джегута. На траурном митинге при похоронах зав. отд. пропаганды и агитации Усть-Джегутинского РК КПСС отметил, что Мекер Кубанов был одним из четырёх коммунистов в районе, награждённых знаком ЦК КПСС, за пребывание в партии более 50 лет. На этом же митинге выступил Кубанов Хасан Муштураевич, который был также награждён знаком ЦК КПСС за пребывание в партии более 50 лет.

Итак, из четырёх коммунистов в районе со знаками ЦК КПСС, были двое – Мекер и Хасан Кубановы. Говоря о них, мне хочется отметить их славный путь на партийно – советской работе.
 
Мекер долгое время работал на разных ответственных работах: зав. облздравотделом пред. Усть-Джегутинского района райисполкома, секретарём РК КПСС, начальником политотдела МТС и так далее, а Хасан Кубанов председатель Джегутинского аулсовета, председатель Усть-Джегутинского райисполкома, первый зам. пред. облисполкома и других работах. Ныне он персональный пенсионер, на заслуженном отдыхе, проживает в городе Усть-Джегута. 

На партийно-советских работах работали и другие Кубановы. Так, Кубанов Хаджи – Мурат был председателем Малокарачаевского и Усть-Джегутинского райисполкома, а в 1937-м году трагически погиб по ложному обвинению. 

Кубанов Науруз Имуаддинович долгое время работал председателем Карачаевского райисполкома, первым секретарём Малокарачаевского райкома партии.

Как видно из приведённых примеров, Кубановы занимали достойное место своим активным отношением к социалистическому строительству, о чем свидетельствует ещё и то, что имена членов КПСС Кубановой Хауа Хасановны и Нузула Хачияевны известны не только в нашей области, но и за её пределами.

Кубанова (Курджиева) Нузула Хачияевна, как передовик на плантациях сахарной свеклы, заслужила высокого звания Героя Социалистического труда, первой среди женщин карачаевского народа.

Кубанова Хауа Хасановна – кавалер многих орденов и медалей, в том числе самый высокой награды – ордена Ленина. Она была телека там 26-го съезда КПСС. Хауа – лучшая доярка в области из-за в МФТ совхоза «Учкекенский». Именем Хауа Кубановой присуждается премия – победителям соц. соревнования молочного животноводства в области. Каждый труженик, носящий фамилию Кубановых, должен брать пример от таких видных людей, как Нузула и Хауа Кубановы.

Из числа Кубановых имеются люди, занимающие видное место в сфере науки и техники. Так, Кубанов Анзор Ахматович, в 1962-м году успешно окончив Харьковское высшее артиллерийское училище, до сих пор продолжает службу в рядах Советской Армии. Он полковник, кандидат технических наук, начальник лаборатории в одном из подмосковных городов, считается крупным военным специалистом, пользуется большим авторитетом.

Кубанова Людмила Абдуловна, кандидат филологических наук, является зав. директором научно – исследовательского института в Москве. Большая партийная организация НИИ оказывает ей исключительное доверие – девятый раз подряд избрав секретарём партийного бюро института. Она – отличник народного просвещения.

Кубанов Геннадий Ибрагимович, кандидат исторических наук, длительное время работал зав. кафедрой Карачаевского госпединститута, в данное время является директором профтехучилища в городе Карачаевске.

Среди Кубановых в данное время выросла целая плеяда высококвалифицированных специалистов: учителя, врачи, зооветеринарные работники, агрономы, инженеры, механики, писатели, поэты, журналисты, архитекторы, художники, и так далее.

Перечислить их поимённо даже невозможно. Всё это происходит благодаря Ленинской национальной политике, повседневной заботе ЦК КПСС и Советского правительства.

О том, как высоко поднялся культурный уровень советских людей, в том числе карачаевского народа, и в частности Кубановых, можно сделать вывод из одного убедительного факта, то есть на примере одной семьи. Возьмём семью жителя города Усть-Джегута – Кубанова Ахия Муссаевича. Он был малограмотен, рядовой колхозник, а его жена Канитат вовсе неграмотная. А какую семью они вырастили? У них имеется 6 сыновей и 2 дочери. Все они получили высшее образование. Среди них: Магомет – ветеринарный врач, Аубекир – инженер, Маджир – учитель, Аскер – агроном, Мекер – инженер, Махар – механик, Шерифат – экономист, Зульфа – учительница – физик. Высшее образование для такой большой схеме доступным только в нашей стране – СССР. Об этом нужно помнить всегда.

Молодёжи из Кубановых есть с кого взять пример. Передовики в сельском хозяйстве, промышленности, образования, науки, техники, патриоты – защитники Родины, все они свои, рядом, их подвиги должны вдохновлять на новые подвиги нашу молодёжь, эстафету старших пронести дальше.


Полагаю, что знание своих лучших людей, своей фамилии, её истории поможет нашей молодёжи, сейчас, когда некоторая часть современной молодёжи недооценивает благородный труд, допускает различные правонарушения.

Нужно сделать так, чтобы провожаю на службу в Советскую Армию, обратить внимание парней из фамилии Кубановых, и дать им семейный наказ, чтобы они служили честно и стремились быть похожими на Кубанова Сапара, покрывшего себя неувядаемой славой в Великой Отечественной войне, служить так, как служит полковник Анзор Кубанов.

Провожая после окончания учёбы на работу, нужно внушить молодёжи, чтобы они стремились передать эстафету Нузулы и Хауа Кубановых, трудились честно и добросовестно, любили свое рабочее место и профессию. Помнили всегда, что только труд облагораживает и делает настоящим человеком.

Провожая на учёбу, молодёжи так же нужно внушать образ видных людей в этой области. Надо серьёзно взяться за воспитание молодёжи в каждой семье, надо внушить Кубановской молодёжи, что никто из них не должен срамить и позорить свою добрую фамилию, что каждый Кубанов должен быть положительным человеком, презирать бездельников, тунеядцев, хулиганов и других нарушителей.

Каждого из Кубановых интересует родословная сторона. Кто из кем является близким или дальним родственником, то есть потомки от шести братьев (сыновей Кобана так называемой атаул къарнашла). Распределить по веткам дело сложное. Уточняя общую историю своей фамилии, я не смог собрать такой материал полностью. Мне удалось установить Кубановых только по своей линии, то есть потомков младшего сына Кобана – Исмаила. Все его потомки мною учтены полностью и известны, где они проживают и сколько их.

Полагаю, что заинтересованные лица, выходцы из Джиллилары, Хотлары, Моллалары, Дюнгюрлары, Семилары сами могут установить Кубановых по своей линии.
Заканчивая общую историю возникновения Карачаевской фамилии Кубановых можно прийти к выводу:

1. Кубановы, Джатдоевы, Богатыровы образовались из одной семьи около 385 лет тому назад. На протяжении длительного времени они сохранили родственные отношения.

2. Отцом трёх братьев Кобана, Джатдо и Богатыра был Лиев Лебусха Башлаевич, абхазец по национальности, выходец из зажиточной княжеской семьи.

3. Кубановы в данное время (1985 г.) составляют около 300 семей, преимущественно они живут в Малокарачаевском, Карачаевском, Усть-Джегутинском и Зеленчукском районах KЧАО. Некоторая часть населения из живёт за пределами нашей области.

4. Желательно, чтобы Кубановы ежегодно отмечали свой фамильный праздник – 385 – летие, начиная с 1985 г. День проведения фамильного праздника можно согласовать.

5. В заключение хочу, чтобы Кубановы знали автора данной исторической справки.

Я, Кубанов Абдул Муссаевич, 1914 г. Рождения. Родился и вырос в ауле Джегутинском. 
До 1935 г. Учился и работал в колхозе «13 лет Октября». В 1936 – 1937 гг. служил в авиадесантных частях Советской Армии. С октября 1937 г. по август 1941 г. работал прокурором в Усть-Джегутинском и Малокарачаевском районах. В 1941 – 1943 гг. более двух лет был на фронте, служил в должности военного следователя Военной Прокуратуры.

В Киргизии с 1944 по 1957 гг. работал зам. председателя колхоза, бухгалтером колхоза, старшим инструктором – бухгалтером сельхозуправления и преподавателем бухгалтерских курсов (ВЗУК) в г. Фрунзе.

С 1957 по 1967 гг. Был заместителем начальника Карачаевского гор рай отдела внутренних дел. Имел воинское звание: военюрист 3-го ранга старший лейтенант, (строевой состав), майор милиции. Имею 15 правительственных наград, проживаю в городе Карачаевске, на пенсии. Являюсь ветеринаром войны и труда.

Меню

Войти в личный кабинет

Главная
Фамилии

Меню

Контакты

Кабинет