Канаматовы
Канаматовы
Существует несколько версий о происхождении этой фамилии и её значении.
Одна из версий связывает фамилию Канаматов с тюркским словом «кана», что означает «равный» или «достойный», и «мат», что переводится как «отец». Таким образом, фамилия Канаматов может быть переведена как «равный отец» или «достойный отец». Это может указывать на принадлежность к знатному роду или на высокий статус предков.
Другая версия связывает фамилию Канаматов с именем «Канат». Это имя встречается среди тюркских и монгольских народов и имеет значение «дорога» или «путь». Таким образом, фамилия Канаматов может указывать на принадлежность к тем, кто находился на пути или был связан с дорожными делами.
Интересно, что некоторые исследователи утверждают, что фамилия Канаматов имеет персидские корни и может происходить от слова «кана», что означает «благородный», и «мат» — отец. Таким образом, фамилия Канаматов может трактоваться как «благородный отец».
В целом, происхождение и значение фамилии Канаматов остаются не совсем ясными. Возможно, она имеет смешанные тюркские, монгольские и персидские корни, что свидетельствует о сложной истории этой фамилии. Важно помнить, что фамилии часто могут иметь несколько версий происхождения, и истинная история может быть утрачена со временем.
Фамилия Канаматовы встречается среди разных народов, в различных этногруппах, её можно рассматривать как пример взаимовлияния и взаимопроникновения представителей одного этноса в среду. Сравнивая графический рисунок тамги, мы видим: Канаматовы — карачаевцы, Канаматовы — черкесы, Канаматовы — кумыки, Канаматовы или Канаметовы — кабардинцы имеют одинаковую тамгу, что может указывать на карачаевское происхождение черкесов, кабардинцев, кумыков и наоборот. В то же время в составе этих народов они являются самостоятельными подразделениями, которые продолжают, согласно традиции, носить общую тамгу.
При этом необходимо учесть, что карачаевские, кабардинские и кумыкские Канаматовы многочисленны и, по данным изученных материалов, имеют карачаевское происхождение. Если брать черкесских Канаматовых, то они в четвёртом поколении черкесы и их родоначальником является Асланбек Канаматов, карачаевец. Если брать в разрезе этносов, то карачаевские Канаматовы были бы значительно многочисленнее, если бы не репрессии, депортация в Среднюю Азию и миграции в Турцию целого атаула (Шобайдакьланы).
До 1990 года каких-то материалов о роде Канаматовых не было, и никто этим вопросом не занимался. Это касается каждой фамилии и каждого рода. В Карачае не было письменности, и история развития Карачая
излагалась в трудах географов, этнографов, военных, государственных чиновников и исследователей. История рода Канаматовых передавалась из поколения в поколение в устной форме. Последним, кто поведал историю о происхождении рода Канаматовых, был Идрис, потомок рода в седьмом поколении. Он родился в 1809 году, прожил 126 лет и умер в начале XX века в а. Верхняя Мара. Был участником Хасаукинского сражения, когда царские войска под командованием Эммануэля напали на Карачай и после суточного сражения одержали победу. Благодаря своему возрасту, мудрости и феноменальной памяти, Идрис много рассказывал об истории Карачая, в том числе и историю происхождения рода Канаматовых. Эта история передавалась из уст в уста и изложена была в книге С. И. Канаматова «История рода Канаматовых».
Как известно, некоторые представители карачаевских фамилий утверждают, что произошли от других этносов: Урусовы от русских, Хубиевы, Гочияевы, Эбзеевы — выходцы из Грузии, Алиевы, Кумуковы — из Дагестана, Айбазовы — из Армении, Тохчуковы, Наурузовы, Мачуковы — из Кабарды и т. д. Все эти доводы безосновательны и не имеют никакой доказательной базы.
После ожесточённых боёв с армией Тимура был указ об уничтожении всего населения Карачая, в то время Алании. В силу этих обстоятельств значительное количество населения были угнаны в рабство, а кто смог, ушли или бежали в близлежащие регионы, а это были в основном Сванетия и Абхазия. По истечении времени, по зову крови, они возвращались на историческую родину.
Примером вышесказанного была история Карчи, который в войне против Тимура попал в плен и был угнан в Бухару. Через много лет Карча, несмотря ни на что, вернулся на родину в Большой Карачай. Аналогичная картина была и в истории рода Канаматовых. Так, по рассказам Канаматова Идриса Аслан-Мырзаевича, один из потомков рода Канаматовых, по имени Бадал, более трёхсот лет тому назад, вернулся из Абхазии через горный перевал и поселился в районе Большой Лабы, нынешней территории Карачая.
У Бадала родился сын Мамчук, а затем внук Эльбуздук, далее правнук Къанамат. У Къанамата было четверо сыновей: Джамбулат, Къамбулат, Казбулат и Алихан. Этот период на Кавказе был сложный и тернистый. Не прекращались войны и стычки между племенами и кавказскими народами, шла Кавказская война с Российской империей. Задача, стоящая перед Россией, была, в общем-то, ясна: завоевать Кавказ.
До нас довели историю до Къанамата, а про его сына Эльбуздука и дальше имеются письменные доказательства о дальнейшей жизни рода Канаматовых, примерно с 1700 года. Так, по информации, изложенной в книге В. Потто «Кавказская война», неоднократно упоминается имя Канаматова Эльбуздука.
Отдельно хочется остановиться на Эльбуздуке, одном из родоначальников рода Канаматовых. Он родился в конце ХVI — начале XVII века в районе Большой Лабы. Был легендарным воином, обладающим недюжинной силой и отвагой. Эльбуздук, как самый старший в семье, решил остаться в районе Большой Лабы, где и родился, а его потомки продолжили род Канаматовых, передавая из поколения в поколение любовь к родине, родному Кавказу и его традициям. Он был легендарным воином, обладавшим недюжинной силой и мужеством. Пользовался огромным авторитетом и уважением не только среди своих соплеменников, но и среди соседних племён. Слава о нём долгое время была на устах народов Центрального Кавказа. Особую популярность и уважение он получил после того, как помог кабардинскому князю Джамбулату Кайтукину, видному и влиятельному человеку Кабарды.
В 30-х годах XIII века большой торговый караван Джамбулата Кайтукина, гружённый товарами, остановился на привал в районе Большой Лабы, где и был захвачен и угнан в неизвестном направлении. Караван сопровождал князь со своими сыновьями и хорошо вооружённым отрядом охраны. Место остановки на отдых принадлежало племени бжедугов, которые и угнали караван. Попытки князя самостоятельно найти и вернуть караван не увенчалась успехом, бжедуги категорически отрицали свою причастность. После чего князь обратился с просьбой к Эльбуздуку Канаматову оказать помощь в розыске и возвращении каравана. Эльбуздук со своим отрядом смог найти и вернуть караван в целостности и сохранности. С этого времени у князя Кайтукина и Эльбуздука начались самые близкие братские отношения, и в честь особого уважения к Кайтукину он даже назвал своего первого внука его именем — Джамбулат.
По истечении некоторого времени князь Кайтукин пригласил Эльбуздука в Кабарду, для оказания помощи в междоусобной войне с другим князем Атажукиным. С этого времени и в течение многих лет Эльбуздук находится в Кабарде, принимая самое активное участие в истории Кабарды. Сына Канамата женит на девушке княжеского рода Баматовых и становится одним из видных владетелей (князей) Кабарды.
Он вошёл в историю периода Кавказской войны, когда шла борьба Российской империи по завоеванию Кавказа и вытеснению Османской империи из Кавказа. Участниками этой войны были почти все народы Северного Кавказа. Особое место в этой войне занимает война по завоеванию и усмирению Кабарды. Именно в этот период показал себя Эльбуздук, как великий воин, военачальник и патриот Кавказа.
Политика Российской империи была направлена на то, чтобы расколоть Кабарду изнутри и, ослабив, завладеть ею в полном объёме. Итогом этой политики стало разделение Кабарды на две группы: протурецкую и пророссийскую. Эльбуздук был в числе руководителей протурецкой партии кабардинских князей, став заклятым врагом Российской империи.
В начале XIX века кабардинцы, не желающие быть российскими подданными, проиграли решающую битву Российской армии с их сторонниками кабардинцами во главе с князем Атажукиным. Они бежали за Кубань, на территорию современной Карачаево-Черкесии. Сегодня они и остатки бесленеевцев являются предками современных черкесов КЧР. Очевидно, бежал за Кубань и сам Эльбуздук со своей семьёй.
Дальнейшая история жизни нашего великого воина из рода Канаматовых неизвестна.
Вот выдержки из архивных донесений царю У. Броневского от 1769 года: «…кабардинцы получили фирман от турецкого султана, дабы возмутить их против России. Кабардинцы разделились на две группы, одна, при владельце Касае Атужикине, нам преданная, переселилась на прежние места и присягнула, а другая, из четырёх владельцев состоящая: Джамбулата Кайтуки, Хаммурзы Арсланбека, Мисоста Баматоваи и Эльбуздуки Канаматова, к кубанской стороне удалилась. В том же году все владельцы обеих партий, кроме Мисоста Баматова, скрывшегося в горы, будучи принуждены силою оружия, на верность присягнули. Башлыбайцы, бесленеевцы, темиргоевцы и другие народы и татарские мурзы прислали просить о принятии их в подданство, но под разными предлогами сего не выполнили. Мисост Баматов многих владельцев был моложе, но, будучи храбрее других, составил против нас сильную партию, ушёл в горы, не иначе возвратился, как принужден, будучи силою оружия».
В последнем сражении, которое произошло в районе Эшкакона в Малокарачаевском районе, столкнулись силы, поддерживающие интересы Турции, и войско под командованием генерала де Модема. Российская армия заняла выгодную позицию, и кабардинцы оказали ей ожесточённое сопротивление. Однако силы были неравны, поскольку у российской армии были пушки, которые могли уничтожать кабардинцев на расстоянии.
В этой битве Эльбуздук и его отряд смогли вырваться из окружения и уйти на левый берег Кубани. После этого Эльбуздук, был вынужден вернуться в район Большой Лабы, где продолжались также военные действия с северными соседями.
На сегодняшний день род Канаматовых имеет документальное подтверждение 17 поколений, и мы постараемся рассмотреть это подробно.
У Къанамата было четверо сыновей, воспитаные в духе любви к своей родине, Кавказу. Где бы ни находились Канаматовы, они всегда помнили, что их корни уходят в Аланию, расположенную у подножия Эльбруса. Къанамат, перед своей смертью, оставил завещание и наказ своим сыновьям, где главным наказом было смена место жительства, так как постоянные войны и набеги северных соседей не обещали спокойной жизни в будущем. Одним из наиболее приоритетных мест для переезда был Большой Карачай, родина их предков. Братья внимательно выслушали мудрые советы отца и после его смерти решили разъехаться в разные стороны и выбрать новое место постоянного жительства.Судьба распорядилась так, что Алихан отправился в Кумыкию, Камбулат и Казбулат — в Балкарию, район Баксана, а Джамболат, как самый старший, — в Карачай.После этих событий Джамболат стал родоначальником Канаматовых карачаевцев, Камбулат и Казбулат — Канаматовых кабардинцев, а Алихан — Канаматовых кумыков.Во время пребывания Эльбуздука в Кабарде были установлены тесные связи с кумыками, которые, вероятно, и стали причиной поездки и обоснования в Кумыкию.
Как видно из схемы, у Бадала был сын Мамчукъ, далее Эльбуздукъ, наследником которого стал Канамат, его сын Джамболат, далее идёт Дебо, и только от Дебо сохранилась информация о семье в полном объёме.О потомках Касбулата, Камболата и Алихана известно примерно, так как потомки остальных прародителей не располагают полной информацией.
Таким образом, достоверно известна ветвь Джамболата, прародителя Канаматовых карачаевцев. Джамболат поселился у подножия Эльбруса в ауле Хурзук и женился на девушке из рода Атабиевых. У Джамболата было несколько дочерей и один сын по имени Дебо. От него родились сыновья: Агьырджан, Байбош, Малай, Гулай и Шобайдакъ. Сегодня их потомки в девятом поколении живут в Карачаево-Черкесии, а также в других регионах России, Киргизии, Крыму, Турции, Голландии, Германии, Сирии, Иордании, Израиле, Великобритании и США.
Канаматовы всегда придерживались традиций воспитания детей. Главными чертами они считали порядочность, доброту, трудолюбие, мужество и честность. Любовь и преданность к родной земле для них были и остаются священными. Для рода характерно жить своим трудом и не стремиться к чужому добру из поколения в поколение. В истории рода никогда не было ничего плохого, что могло бы запятнать честь Канаматовых.
Канаматовы — это род, который всегда был независим и горд, не подчинялся никому. Они жили в ауле Хурзук несколько десятилетий, а может, и меньше. Примерно в конце XVIII — начале XIX века Канаматовы покинули Хурзук и переселились в район Гум-Баши, в местность под названием Хушту Айры. Там было больше простора и удобств, для разведения скота, чем в тесных ущельях.
Через некоторое время, до образования аулов Нижняя и Верхняя Мара, Канаматовы первыми основали стойбище в Верхней Маре, которое стало первым кварталом нового селения под названием Чирик-Эл.
В роду Канаматовых было много храбрых воинов, талантливых поэтов и опытных хозяев в разных сферах жизни. Среди них был Ажу Есауович, представленный к званию Героя Советского Союза. Все участники Великой Отечественной войны, а их было 36 человек, были награждены орденами и медалями.
Род Канаматовых связан родственными узами со многими карачаевскими фамилиями и не только. У них много родственных связей с абазинами, черкесами, ногайцами, турками и грузинами.