Канаматовы

Отличники труда

Ильяс Зулкарнаевич Канаматов

Ильяс Зулкарнаевич Канаматов

Ильяс Зулкарнаевич Канаматов (1905–1986 гг.) был одним из самых уважаемых людей в селе и пользовался большим авторитетом среди односельчан, которые часто обращались к нему за помощью и советом. Не зря жители села говорили, что только Ильяс знал все беды и проблемы села и его жителей.

В то время в селе проживали в основном пожилые люди, которые не могли самостоятельно решать многие свои проблемы из-за возраста, состояния здоровья и удалённости от центра поселения. В таких условиях роль старейшин села была особенно важна.

Каждое живое существо оставляет свой след на земле, но не забывается след, оставленный человеком. Ильяс Канаматов оставил добрый след в истории не только своего села, но и всего Карачая.

Ильяс потерял отца, Зулкарна, в 1936 году. Его раскулачили, и решением «тройки» он был расстрелян на третий день после ареста. Будучи старшим в семье, Ильяс взял на себя ответственность за своих братьев и сестёр. Их было девять: Ильяс, Джамболат, Мухаммат, Азрет, Аскербий, Иммолат, Касболат, Секинат и Марзий. Также на попечении находился дедушка Идрис, который прожил до 126 лет.

Кроме своей семьи, Ильяс потерял отца и семья его сестры Хаджият Мачуковой, состоявшая из пяти детей. Все дети были маленькими и не могли оказать помощи своей матери. Это требовало от Ильяса такого же отношения к ним, как и к своей семье.

В то время, когда страна переживала потрясения и перемены, Ильясу приходилось прилагать огромные усилия, чтобы выжить. Особенно трудно было с клеймом «сына кулака». Приходилось месяцами жить на отгонных пастбищах, работать с утра до ночи без отдыха. Единственным промыслом выживания в то время было занятие животноводством. Приходилось месяцами ухаживать за скотом, заготавливать запасы продуктов на зиму: тузлук, сыры, масло, сушёное мясо и т. д.

Он пожертвовал своей судьбой ради счастья своих младших братьев, сестёр и близких людей. Так, Азрет и Аскер окончили рабпедфак в городе Микоян-Шахаре и работали учителями в родном ауле, Джамболат окончил институт в городе Владикавказе, а Казбулат окончил Пржевальский сельскохозяйственный техникум по специальности «ветеринарный врач».

Издавна у карачаевцев существует убеждение, что нужно помогать людям и заботиться о ближних. До депортации он был постоянным членом правления колхоза и звеньевым бригады косарей, заготавливающих сено для колхоза. Других возможностей занимать какой-либо пост в исполнительной власти практически не было из-за своего социального статуса. Только неустанный труд и высокие производственные показатели в строительстве новой системы давали возможность избежать репрессий и не дать недругам писать кляузы в соответствующие органы.

В то время председателем колхоза был Казаков Дауд, пользующийся большим авторитетом и уважением среди аульчан. Перед оккупацией Карачая во время Второй мировой войны Казакова Д., Канаматова И. З. и Блимготова Х. К. пригласили в райком партии. В райкоме их встретил Шоштаев Исмаил Туганович, ответственный работник райкома, и довёл до их сведения план райкома партии на случай оккупации немецкими захватчиками.

Одной из приоритетных задач партийных работников, которую довели до них сверху, было сохранение имущества колхозов и совхозов, оборудования заводов и фабрик. В части колхозного имущества было решение: имеющуюся на балансе колхозов и совхозов имущество: гужевой транспорт, лошадей, крупный рогатый скот, мелкий рогатый скот и другую живность раздать колхозникам, чтобы потом при необходимости быстро собрать их обратно в колхозы и совхозы. Такая задача и была поставлена перед приглашёнными членами колхозов и совхозов.

Перед оккупацией, по мере приближения фронта, весь имеющийся скот в кратчайшие сроки был роздан аульчанам, проведена соответствующая разъяснительная работа. Благодаря проведённым мероприятиям колхозу удалось в полном объёме сохранить имеющееся поголовье скота, которое после освобождения Карачая этим же активом было полностью собрано и возвращено колхозу.

На рассвете 2 ноября 1943 года в течение двух часов безвинных людей, которые ничего не подозревали, под дулами автоматов спешно погрузили в товарные вагоны и отправили в неизвестность на долгие четырнадцать лет. По прибытии всем репрессированным предлагали расселиться в равнинных местах, но люди стремились вернуться в свои родные аулы, расположенные в ущельях. Эта участь ждала и Ильяса. Жители аула, которые первыми переехали на Кавказ, встретили его на вокзале города Черкесска (Баталпашинское) и, не спрашивая согласия, забрали своего наставника в аул Верхняя Мара, хотя это не входило в его планы.

Жизнь в горных аулах очень трудна из-за рельефа местности: труднодоступные места, отсутствие дорог и техники, удаленность сельскохозяйственных угодий и небольшое количество пахотных земель — всё это создаёт тяжёлые условия для жизни. Основным видом деятельности горцев было и остаётся животноводство. Ещё с дореволюционных времён деды и прадеды практиковали аренду земель в равнинных местностях, где в основном содержали скот в зимнее время года. Одним из таких мест для рода Канаматовых был земельный участок, расположенный южнее села Пристань Прикубанского района. До сих пор этот участок в народе называют «Канаматовской балкой». С давних времён Канаматовы имели близких друзей в казачьем хуторе Пристань, где всегда были желанными гостями.

Через три месяца Ильяс твёрдо решил переехать в равнинные места и приезжает к своим друзьям в хутор Пристань. В то время это был колхоз имени Красных партизан, один из самых богатых хозяйств области. Ни для кого не секрет, что в то время отношения между казаками и горцами были не очень дружественными, и было негласное решение казачества не заселять карачаевцев в казачьих станицах и хуторах. Казакам не разрешали продавать карачаевцам дома, прописывать их и устраивать на работу. Это коснулось и Ильяса, перед которым поставили условие — мы тебя принимаем в колхоз с условием, чтобы больше никого не было. Ильяс переехал, устроился в колхоз конюхом и купил дом. Много родственников и друзей стремились переехать за ним в село Пристань.

С целью наглядной агитации преимущества проживания в равнинных местах, Ильяс грузил на подводу початки кукурузы, зерно и другие сельскохозяйственные продукты, выращенные в селе Пристань, и вез в аул Верхняя Мара. Показывая людям всё это, он убеждал их в целесообразности расселения в более равнинных местах. В то время территории сел Знаменское, Чапаевское и п. Юбилейное, расположенные ближе к городу Черкесску, были малопродуктивными, болотистыми и непригодными для сельскохозяйственного производства и занятия животноводством.

Благодаря его усилиям в течение двух лет в Пристань переехало на постоянное место жительства более 200 семей. По его инициативе два села — Пристань и Койдан — были объединены в одну умму (духовное общество). Это стало возможным благодаря общему кладбищу, единому имаму и единой команде старейшин, которую он сам возглавлял. Люди день и ночь искали у него поддержки и помощи. Особенно он помогал женщинам-вдовам, которые потеряли своих мужей на фронте. Он заготавливал дрова и сено на зиму, распахивал огороды и многое другое. В селе люди встают рано: встречают зарю, доят и выгоняют коров. Пока на полях ещё лежит роса, они отправляются на заготовку сена. Односельчане удивлялись: «Когда Ильяс спит?» Утром, когда просыпалось село, Ильяс уже уезжал с груженым сеном или дровами на подводе. С наступлением весны все ждали, когда Ильяс начнёт сажать картошку или убирать урожай, чтобы потом заняться этим самостоятельно. Для него было большим позором косить сенокосный надел косилкой, а не вручную. Он считал, что сенокосилка не может скосить всю листву, которая остаётся внизу и является ценной частью травостоя. Или, например, окучивание картофеля обычно производится механизировано или с помощью лошади. Но на своём огороде он окучивал картофель вручную.

Но даже при таком подходе урожаи сена и картофеля у него были в разы больше, чем у других. Например, с огорода площадью 0,25 га он собирал до 11 тонн товарного картофеля.

Баранья лопатка Одним из самых древних и почитаемых обрядов у карачаевцев является гадание на бараньей лопатке. Этот вид гадания имел широкое применение в жизни горцев, позволяя предсказывать будущее общества, грядущие изменения и многое другое. В народе бытует множество интересных историй, связанных с этим гадательством. Верить в них или нет — личное дело каждого, но это занятие безусловно увлекательное.

Баранья лопатка всегда считалась одной из самых почетных порций на традиционных застольях у карачаевцев. Она подавалась самому уважаемому гостю на торжественной трапезе, известной как къурманлыкъда. Одним из обязательных элементов застолья было и остается гадание на лопатке. По ее виду судили о доме, где проходило торжество, и только в том случае, если баран провел в доме хозяина не менее трех суток. Большим даром видения и предсказания на лопатках обладал Ильяс Канаматов, чьи предсказания до сих пор живут в народе как легенды. Остановимся на нескольких интересных историях из его жизни.

В 1936 году, будучи юношей, Ильяс взял лопатку от зарезанной овцы и предсказал, что семью ожидает беда, исходящая от государственных органов. Действительно, на третий день глава семьи Зулкарнай был арестован и репрессирован органами НКВД. Его расстреляли решением «тройки».

Ильяс Канаматов также предсказал начало Великой Отечественной войны и выселение карачаевского народа. Особой популярностью пользуется случай, произошедший в родном селе в 1970 году, когда Халит Тауканович Абазалиев играл свадьбу сына. На свадьбу были приглашены все жители села, а также множество гостей из других сел и аулов. В тот злополучный день взрослые не пришли на свадьбу, оставив вместо себя в кошаре своих сыновей и внуков.

Свадьба шла на широкую ногу, народ веселился и гулял. Ильяс, как тамада, сидел за столом старейшин, благословляя своими тостами молодых и их родителей. Как и положено на карачаевских застольях, для завершения торжества подали мясо (къурманлыкъ). Ильясу, как тамаде, подали баранью лопатку. По привычке он большим пальцем с узкой стороны раскроил лопатку, при этом практически мясо полностью отделялось от кости. Он посмотрел на лопатку, изучил ее и обратился к своему близкому другу и товарищу Блимготову Хызыру: «Пришла или вот-вот придет какая-то беда, быстро надо расходиться и не омрачать свадьбу». Нашлись горячие головы, которые хотели продолжения веселья и пытались сделать замечание тамаде. Тогда Ильяс уже на весь стол объявил о своем видении лопатки и предложил разойтись. Он сказал завершающий тост, пожелал молодым счастья, процветания и завершил застолье.

Было много высказано обид со стороны гостей, хозяев дома, но Ильяс вместе с Хызыром собрались и ушли домой. Жили они на противоположной стороне села, на расстоянии двух километров. Дорога до дома заняла порядка 20 – 30 минут. Не успел он прийти домой и раздеться, как раздался свист. Выйдя на улицу, они увидели гонца на лошади, который принес весть о несчастном случае с летальным исходом. Дети, которые остались на кошаре, случайно застрелили одного из ребят из висевшего на стене охотничьего ружья. Ружье было заряжено. 

Вспоминает Болатчиев Чора Ереджебович: «Это было в далёкой Киргизии, в годы депортации карачаевского народа. Тогда семья Ильяса Канаматова оказалась в селе Военно-Антоновка, Киргизской ССР, расположенном в пригороде города Фрунзе. Во время одной свадьбы в 1954 году он предсказал по лопатке смерть вождя всех народов И.В. Сталина. И буквально через несколько дней И.В. Сталин действительно скончался. В то время в стране царили строгие цензура и комендатуры, поэтому предсказание каким-то образом дошло до коменданта, и Ильяса Канаматова арестовали. С большим трудом всё село отстояло его от ареста и длительного тюремного заключения».

В 1962 году он серьёзно заболел. В то время была только одна городская и областная больница, которая сейчас является городской. Туда он и попал на лечение. В то время его родственник Маджир Хызырович Канаматов только окончил учёбу и работал молодым хирургом, а самым известным врачом того времени был главный врач Кузнецов. После проведённых исследований и анализов был поставлен диагноз: язва желудка и двенадцатиперстной кишки. Кузнецов настаивал на операции, а Маджир говорил: «Не соглашайся на операцию, никогда не поздно оперироваться, попробуем вылечиться медикаментами». Однако болезнь не проходила, и после неоднократных убеждений врач Кузнецов поставил вопрос: или операция, или выписка. В тот же день его навестил брат Магомет. Он сказал: «Очень хочется баранины. Дома есть валух трёх лет (описывает его), зарежь его, хорошо свари и привези мне лопатку, только рано утром». Магомет выполнил поручение и на следующий день рано утром привёз в больницу баранью лопатку. Ильяс развернул лопатку, очистил от мяса, внимательно изучил его, но ни одного кусочка не съел и попросил пригласить врача Кузнецова. Человек, долгое время отказывающийся от операции, попросил врача провести её сегодня же. После этого Магомет понял, с какой целью был зарезан баран. Ильяс по лопатке определил исход операции, и смело согласился на её проведение.

Почитание бараньей лопатки и гадание на ней является важной отличительной особенностью карачаевцев, как в прошлом, так и в наши дни. На мой взгляд, причина в том, что в традиционной жизни карачаевцев овцеводство всегда было развито и являлось одним из самых приоритетных направлений в развитии экономики.

Ильяс не был выдающимся руководителем производства или героем труда и войн. Однако он оставил глубокий след в сердцах всех, кто его знал. Многие люди до сих пор чувствуют себя обязанными почтить его память.

Его сильный горский дух, трудолюбие, уважение к традициям, адатам и обычаям, а также доброе и гордое имя — всё это бережно хранится благодарными сельчанами для будущих поколений.

Меню

Войти в личный кабинет

Главная
Фамилии

Меню

Контакты

Кабинет